Говорят, что у доброго аниме "Мой сосед Тоторо" есть скрытый, глубокий и тайный смысл, связанный с преступлением, произошедшем много лет назад в местах где происходит действие фильма.
Отсутствие тени, как верный признак приближающегося конца.
У героини исчезает тень.
Вроде бы незначительная деталь для анмме. Это же не удожественный фильи. Если бы не одно "но".
Это "но" - основной аргумент тех, кто верит в скрытый смысл:
Это же произведение судии Ghibli! Они каждый листочек прорисовывают в своих произведениях! Каждую тень от листочка! Тем и славятся. А тут "забыли" нарисовать тень у главной героини!
Намек? Духи не имеют тени? Она покончила с собой не пережив потерю сестры? Также как в "Sayama Incident"?
Комментарий: | Вопрос с тенью неоднозначен. Этот эпизод происходит в наступающих сумерках. В сумерках тени исчезают.
Вся обстановка в этом эпизоде, конечно, мрачная. А на счет аккуратности и прорисовки каждого листочка... На других кадрах тоже отсутствует тень в солнечный день. На этот момент стороннтки скрытого смысла в аниме "Мой сосед Тоторо" как то не обратили внимания...
Посмотрите ниже кадры из фильма и убедитесь сами.|
На этой картинке, где Сацуки как бы уже не жива, тень есть.
А на картинках ниже, где Сацуки вполне живая, тени нет.
Небольшое отступление от темы. Есть еще одна версия о скрытом подтексте в фильме "Мой сосед Тоторо". Статья некоего академика-психиатора Волосяниса Л.Э.
Вступление стать и следующее:
"Приступая к анализу мультфильма "Мой сосед Тоторо" ... мы не можем не отметить, что весь фильм ... носит ярко выраженный сексуализированный характер, что и выявлено нами методом активного стыка психодраматического и логикосемиосемантического контент-анализа."
Сацуки бежит по тропинке и видит золовиков которых не могла видеть ранее, в начале фильма. Она мертва?
Золовики или сусуватари.
Сацуки видит "духа леса" и просит его помочь отыскать сестру.
Комментарий: | Обратите внимание, она бежит по той тропинке в зарослях кустарника, где они, в начале фильма, искали Тоторо и не нашли. А сейчас она безошибочно попадает в то место, где встретила Тоторо ее младшая сестра. Она стала видеть мир духов?
Хотя... И Тоторо и кота-котобуса они с сестрой видели и раньше, когда стояли под зонтиком на остановке во время дождя.|
Сацуки "находит сестру в святом месте, где стоят каменные Будды, сидящей недалеко от шести Будд. Должно быть семь Будд и Мэй седьмая.
Религиозные японцы верят, что человек, когда умирает, становится Буддой. И Будд должно быть семь в святом месте. А там - шесть. И Мэй сидит." (Текст в ковычках потому что не мой, а сторонника скрытого смысла в Тоторо.).
Мэй в святом месте, где стоят каменные Будды.
Комментарий: |
Текст не мой. "Каменные статуи, это не будды, а бодхисатва Дзидзо - покровитель детей и путешественников. Часто их ставят группами из шести - Roku Jizo - по количеству миров. В буддизме существует шесть путей - шесть возможных перерождений в сансаре: мир богов, мир демонов, мир людей, мир животных, мир голодных духов, мир адских существ.
Потерявшаяся Мэй сидит в ряду статуй Roku Jizo, покровителя обитателей всех шести миров. Этим Мияздаки сообщает зрителям, что она в безопасности, под присмотром этих божеств. Религиозные японцы верили, что Дзидзо препятствует преждевременному уходу в небытие тех, кто ещё не исчерпал положенную долю земных радостей. Недаром, чаще всего его статуи располагались на перекрёстках дорог, издавна считавшихся в Японии местом мистическим, где мир явный пересекается со скрытым. Но больше всего Дзидзо известен как покровитель тех, чьи ещё не обретшие равновесие и устойчивость души, могут с лёгкостью покинуть земную оболочку.
Так Дзидзо стал считаться, прежде всего, детским заступником."|
Сацуки садится в котобус. На его табло два иероглифа 墓 и 道. Ппревод могила и дорога. Дорога к могиле?
Детский мультик "Мой сосед Тоторо"!
Надпись быстро исчезает, но если смотреть покадрово, иероглифы 墓 и 道 отчетливо видны. На видео ниже видно, как появляются иероглифы 墓 и 道.
Видео. Котобус отправляется искать Мэй. На его табло два иероглифа 墓道.
Котобус везет сесткр к маме в госпиталь. Играет песня, в ней слоава: " notta okyaku wa youki na obake ". Иероглифами так: " 乗ったお客は陽気なおばけ" Перевод такой: "путешественники - веселые призраки".
Как все это можно еще трактовать? Куда повезет котобус Сацуки и Май?
Комментарий: | Табло на автобусе способно менять пункты назначения. 墓 道 - могила, один из них.
Посмотрите видео выше. Там мелькали другие пункты: "лес на холме", "болота", "три холма", "дорога на кладбише", "большой храм", "коровье болото". И потом "Мэй".
Когда Мэй находят, надпись на табло котобуса меняется на "Больница Ситикокуяма".
Потому, похоже, заострение внимания на иероглифах 墓 и 道 - просто попытка взять фразау, вырванную из контекста.
На счет иероглифов из песни - не знаю, не силен в японском. Но в японском интернете этот аргумент упоминается.|
И вот финальная сцена. Сестры сидят на дереве напротив окна маминой палаты. Рядом сидит, шикарно улыбаясь, котобус-кот.
Сацуки и Мэй сидят на дереве напротив окна маминой палаты. Рядом сидит, шикарно улыбаясь котобус - кот.
Видео. Эпизод из фильма "Тоторо" в котором Сацуки, Мэй и Котобус на дереве возле окна палаты.
Они не приходят в палату, не разговаривают с мамой. Почему?
Но мама говорит: "Я почувствовала, как Сацуки и Мэй только что смеялись возле дерева." Посмотрите на видео выше этот эпизод из "Тоторо".
Комментарий: | Скрытый смысл Тоторо - кто может видеть или чувствовать духов. Только тот, кто сам дух или, возможно, близок к смерти. И почему дети не пришли в в палату?
Вот только духи не смогли бы написать иероглифы на кукурузе, оставленной на подоконнике.|
Кажется, изложил все аргументы сторонников и противников скрытого смысла в аниме "Мой сосед Тоторо". Во всяком случае все аргументы, которые нашел в сети.
Начиная с выхода в прокат слухи, будто существует некий скрытый смысл в мультфильме "Мой сосед Тоторо", наполнили интернет. В 2007 году студии Gibli пришлось даже сделать заявление: "Не нужно беспокоиться. Нет абсолютно никакой правды в утверждении, что Totoro это Бог Смерти, и что Мэй умерла в Моем соседе Тоторо".
Сторонники скрытого смысла в аниме называют Тоторо "богом смерти" и изображают его ужасным монстром.
Но у Хаяо Миядзаки нет и намека на свирепость "духа леса".
Не важно, как трактовать сюжет аниме, живы ли сестры или нет, Тоторо добр к детям и помогает им. И когда они живы и когда, возможно, покинули мир живых.
Лучшее Хаяо Миядзаки. Список аниме. Попытка составить список самого лучшего у Хаяо Миядзаки и студии Гибли (Ghibli) на основе различных критериев и рейтингов.
"Мой сосед Тоторо" - скрытый смысл.Существует легенда, что "Мой сосед Тоторо" имеет скрытый смысл, связанный с преступлением, произошедшем много лет назад в местах действия фильма. Говорят, что у "Тоторо" есть скрытый, глубокий и мрачный подтекст. Что котобус - вовсе не добрый кот, а Тоторо - монстр.
Есть ли скрытый смысл в аниме Унесенные призраками Хаяо Миядзаки.... в период Эдо, эти общественные бани становятся популярными у мужчин. Большая популярность этих бань в то время объясняется тем, что в них работали молодые девушки-банщицы, которые зачастую подрабатывали проституцией. Эти бани называли "Юна баро". Девушки были известны как 湯 女 или "Юна". И это слово - Юна (湯 女), используется в японской версии фильма "Унесенные призраками".
Аниме "Шепот сердца" студии Ghibli и фантастические миры Наохиса Иноуэ.Волшебные виды фантастических миров Японского художника Наохиса Иноуэ, помещенные в сюжет мультфильма "Шепот сердца" студии Ghibli. Посмотрите на произведения Наохиса Иноуэ, идеи которого перенес в свой анимационный фильм Хаяо Миядзаки.
Лена 27.01.2015 - 12:11 Какую фигню пишите. Может и правда ошиблись с тенями, с кем не бывает? Насчет котоавтобуса, ну и что, что там были эти дороги. Это село! Там обязательно есть кладбище, лес, холмы и все остальное! Что там может быть такого!? Это детский мультик, идиоты.
Администратор 30.01.2015 - 15:45 Лена,
в начале статьи написано: \"Дальше перечислены аргументы сторонников скрытого смысла. Привожу их с небольшими комментариями от себя.\"
Т. е. в статье приведены аргументы как сторонников \"скрытого смысла\", так и аргументы против.
Конкретно про тень сказано: \"Вопрос с тенью неоднозначный. Этот эпизод происходит в наступающих сумерках.\" В сумерках тени не видно.
И по каждому пункту аргумент как за, так и против \"скрытого смысла\".
Саня 17.06.2015 - 11:41 Как нет тени, повнимательнее посмотрите.
Алиса 02.09.2015 - 18:40 Ерунда все эти аргументы. Если вы помните, то в концовке аниме Сацуки и Мэй бегут по дорожке навстречу Бабуле и Канта. Все смеются и обнимаются. Как же это могло быть, если сестры мертвы?
Лариса 05.10.2015 - 17:32 Вполне может быть, что девочки просто не осознают свою смерть. Возможно, Тоторо помог им остаться в своём счастливом детстве даже ТАМ.
Наташа 15.11.2015 - 00:12 Я читала подобные статьи до просмотра этого анимация, и пока смотрела, пыталась разглядеть все эти страшные и ужасные вещи. И ничего не заметила. Не верю, что Мэй умерла (по крайней мере, что утонула в пруду), потому что сандалик был точно не её. Есть кадр, где прямо показывают её сандалики, как она их надевает, так вот на них нет цветочка, а в пруду выловили с цветочком. Не мог же он появиться. Если бы было наоборот, тогда другое дело: отвалился, дескать, пока она бегала, тут можно было бы заподозрить.
Вообще я не понимаю, почему попадать в мир духов надо обязательно в мёртвом виде. Днём, и предыдущей ночью, когда всё хорошо было, они точно так же туда попадали.
А то что после первой встречи Мэй с Тоторо туда не смогли пройти Сацуки и отец, так это просто не каждый раз получается, в аниме так и сказано. Мир духов это вам не бульвар, куда можно каждый день да через день таскаться. Я после \"Унесённых призраками\" сочиняла похожие истории и верю, что тут нужен какой-то особенный момент.
А что девочки не зашли к маме в больнице, так это было бы очень странно, что они так внезапно там оказались. Такие волшебные вещи, имхо, надо скрывать.
Вообще очень хорошая статья, здорово, что есть такие наблюдательные и дотошные люди, которые находят столько интересных фактов. В историю с маньяком я, например, вполне верю и считаю, что Миядзаки просто решил так увековечить память о несчастных девушках. Другие авторы тоже так делают, и тут штука в том, что, имхо, нужно эту память связать со радостным впечатлением, а не с горем. В мире придуманных историй можно превратить беду в счастливую сказку, как это сделал Миядзаки в своём чудесном аниса.
Мур 24.12.2015 - 15:25 Не знаю насчет тайных смыслов про смерть и духов. Но никого не смутил тот факт, что отец девочек купался вместе с ними? Сидел голый со своими голыми девочками? Это в Японии так принято?
тата 06.01.2016 - 19:05 Ну и что нет тени
Эльза 29.01.2016 - 00:01 Кстати, а Тоторо - это бог смерти ... Он является людям перед их кончиной... так что девочки скарей всего уже были мертвая.
В эпизоде с котобусом , там где отображается станция милькает слова - кладбище.
Так же в переводе имена девочек : Мей- май , и Сацуки - май .
Мария 10.07.2016 - 11:56 Интересные статьи! Но так много опечаток(
Администратор 15.07.2016 - 16:54 Мария, действительно есть такое. Перечитал пару статей и поразился своей неаккуратности в текстах. Попробую поправить все постепенно. Спасибо, что подсказали.
KitaLu 02.08.2016 - 02:10 Специально спрашивала по поводу \"бога смерти Торору\" у пожилого японца. Он сделал очень круглые глаза и сказал, что в первый раз слышит подобное. Просмотрела мифологию Японии и не нашла вообще упоминания о таком существе. В любом случае, это не божество и не ёкай. Единственные существа, которые как-то связаны со смертью - синигами. Но они - единственный случай, когда смерть была облечена в форму существа. Так же богиня Идзанами, после того, как она скушала еду мертвых, и больше не могла вернуться в мир живых. Но она несла смерть, а не была смертью. Властелин Ада тоже не при делах тут. Если говорится, что ту девушку убило енотовидное существо (тануки) и кот-оборотень (бакэнэко), то существо не может быть божеством, а являться должно ёкаем. Среди ёкаев такого нет. Надо быть очень глупым, чтобы написать тот бред (я про оригинал), и еще глупее, чтобы в него верить.
Администратор 05.08.2016 - 11:46 Ох уж эти "пожилые японцы", "английские ученые" и "финансовые аналитики"...
Хотя и я не верю в скрытый смысл в Тоторо. Но по другой причине. "Мой сосед Тоторо" был выпущен одновременно с "Могилой светлячков" и вместе с ним продавался для показа в японских школах. (Это из Википедии). "Могилой светлячков" очень тяжелый фильм, кто видел согласится. Делать два тяжелых фильма и показывать их одновременно детям - плохая затея. Не думаю, что Хаяо Миядзаки пошел бы на такое. "Мой сосед Тоторо" и задумывался в противовес "светлячкам", как легкий фильм с добрым лесным духом и счастливым концом.
Надия 12.09.2016 - 10:18 Дочка маньячно смотрит Тотторо в последнее время, как и другие фильмы Миядзяки, ну и я с ней на пару)) Искала- искала моменты, когда тени пропадают… На той картинке, что приведена в статье (когда девочки бегают вокруг гнилушки), авторами явно прорисован жаркий полдень, а тени, как известно, в полдень исчезают)) Да и остальные моменты как-то за уши притянуты. А сам Тотторо – ушастая копия панды Копанды из фильма 78 года. А то, что кот страшнючий, так он очень смахивает на Чешира из зазеркалья, а тот и в диснеевском мультфильме морду недружелюбную имеет. Да и дикий кот, не домашний. В общем, в отличие от подтекста Унесенных призраками, где многое и без расшифровок ясно, в Тотторо подтекст как-то за уши натянутый получился.
Наталья 29.09.2016 - 12:56 Эмм...есть ещё одна короткометражка про Тоторо и Мей. Которую показывают в музее Дзибли. Действие разворачивается после событий основной истории, и Мей вполне прекрасно там ест ириску)))Ну не едят призраки ирисок)))по-моему)
Ами 20.11.2016 - 21:15 европейский однобокий мистицизм оригинала просто убивает.. во всем милом и необычном обязательно найдут нечто страшное.
Мика 13.01.2017 - 20:30 Я не думаю, что в этом аниме есть скрытый смысл.
Хаяо придумал аниме для детей , а не искателей скрытого смысла .
Артем 07.04.2017 - 22:15 Может и нет в мультике смерти, однако факт того, что мультик имеет отсылки к инциденту 63го года налицо. Согласен с тем, что этот мультик создан как светлая память об умерших. И к тому же не забывайте, духи или не духи, злые или нет, в мультике дети и их разыгравшееся воображение. Они могут видеть кого угодно как угодно и тут именно так и показано.
И да: В японии было принято так, что отец - глава семейства моется с остальными членами семьи в бане вместе. Да в Японии это было нормой и в провинции остается до сих пор. Это часть их культуры, хоть и весьма странной. Не нам судить о странностях чужого народа.
Ксения 19.06.2017 - 04:08 Совпадение в название больниц тоже за уши, по моему, притянуто. Тк 1й иероглиф это цыфры 7 и 8, а остальные три - \"государственная больница\". То есть \"гос больница#7\" и \"гос больница#8\"... И что же?
ве-ве-вера 20.06.2017 - 13:49 \"Иногда сигара — это просто сигара\" (с) Зигмунд Ф.
Татьяна 20.07.2017 - 12:12 1)В Японии не троллей. Тролль - это скандинавское создание.
2)Девочки живы. Это детский мультфильм. Миядзаки делает мультфильмы для детей. Если кто-то досмотрит мульт до конца с субтитрами, там у них и третья сестренка родилась.
3) Почему 15-16 летних девушек надо было бы изображать как детей?
4) Если это правда про защиту Миядзаки сельхоз земель, то нарисовать существующее в действительности место - это поспособствовать развитию туризма.
5) Мистические аналогии популяризируют анимэ среди взрослых. Разве это плохо в мире, свято верящем в святой зелёный доллар?
Кристина 07.08.2017 - 16:23 Миядзаки делает мультики для детей, а не для взрослых любителей чернухи. Если что - смотрите НТВ. Кстати, в зависимости от написания, Сацуки может означать ещё и майскую азалию, и \"приносящая счастье\".
Администратор 10.08.2017 - 20:05 \"Миядзаки делает мультики для детей, а не для взрослых...\" Точно! Как пример: \"На склонах Кокурико\", \"Ветер крепчает\" и особенно \"Могила светлячков\" - как раз для детей дошкольного возраста, перед сном показывать... Кстати, Кристина, если Вы понимаете, что НТВ это чернуха и паскудство, значит уже вышли из детского возраста. А фильмы Миядзаки все же смотрите...
Фанат Миядзаки 01.09.2017 - 19:57 Ну ребят! Что за бред??? Какой скрытый смысл?? Вы во всем ищете подвох? Это просто детский мультфильм и ничего более. Тени не прорисованы.... Мей вдруг резко умирает..... Вы что ли с ума сошли?
КотоТопо 09.01.2018 - 12:10 Скрытый смысл присутствует в фильме-несколько отсылок, например - инцидент 63. Фильм детский, не взрослый. С тенями было все нормально как и почти со всеми «доказательствами». Просто классный фильм, в котором присутствует волшебство. Что в этом плохого? Почему обязательно должны быть какие-то скрытые мотивы?
Милена 20.04.2018 - 00:37 Я считаю частично есть смысл, но иной. Что да, девочка действительно чуть не умерла, что она могла погибнуть, но я думаю, что Сестра во-время ее нашла. Что тоторо помог сёстрам избежать смерти. Забыли ещё про: ««в самом общем виде наличие зонтика символизирует защиту от всякой нечисти». Первый знак того, что сестер, временно оставшихся без матери, оберегает окружающий мир, они получают как раз в виде зонта. Его мимоходом вручает Сацуки одноклассник, когда девочки обращаются с молитвой к Дзидзо, покровителю путников и детей — умерших и живых, — пытаясь укрыться в его святилище от дождя.»»Лес. В представлениях разных народов мира чаща — это пограничная зона перед царством мертвых. » «При этом тоторо обитают не просто в лесу, а в глубокой норе под корнями дерева, что связывает их с нижним миром, миром мертвых»
А котобус показывает именно варианты, болото и пролистывает дальше, то есть что нам не туда, она не в болоте. Потом могилы, и тоже пролистывает, сестра же больше всего боялась, что она умерла, но им не туда. Потом выходит на мей и находит ее.
Возможно он реально написал антипод той истории со смертью сестёр, иной конец в котором поучаствовал тоторо, что если бы не он, все могло кончится как в той истории.
Мили 07.01.2019 - 15:48 Я люблю Тоторо. Мне всё равно, что пишут об этом, смысл может и есть, но Тоторо помог Сацуки найти Мэй; А котобус отвёз их к больнице, где была их мама. Поэтому я считаю что это хороший мультфильм. Если вам этого мало, то посмотрите аниме \"Замок Лапута\" и будет вам с чем сравнить. Мне нравятся фильмы Хаяо Миядзаки, если вам не нравится что-то- это ваши проблемы
Яна 05.09.2020 - 15:50 Соглашусь с Миленой - мне тоже кажется, что Миядзаки \"переписал\" ужасную историю сестёр из 63-го на иной, на хороший лад. И пусть события мультфильма происходят в 58-м, и Сацуки в 63-м как раз исполнится 16 лет, но с ней ничего не случится, Тоторо на страже и не допустит ничего плохого.
Большое спасибо #истратору за интересную статью!
Не слушайте глупых квакушек, которые даже не умеют вчитываться в текст и нападают на изложенное от собственного скудоумия.
Яна 05.09.2020 - 15:52 Соглашусь с Миленой - мне тоже кажется, что Миядзаки \\\"переписал\\\" ужасную историю сестёр из 63-го на иной, на хороший лад. И пусть события мультфильма происходят в 58-м, и Сацуки в 63-м как раз исполнится 16 лет, но с ней ничего не случится, Тоторо на страже и не допустит ничего плохого. Большое спасибо #истратору за интересную статью! Не слушайте глупых квакушек, которые даже не умеют вчитываться в текст и нападают на изложенное от собственного скудоумия.
Татьяна 04.09.2021 - 18:50 Я, когда однажды прочитала про скрытый смысл, так расстроилась. До сих пор тяжело воспринимать этот мультфильм как детский и добрый. Очень понравился комментарий Милены. Да, безусловно отсылка есть к происшествию 63го года, но Хаяо Миядзаки решил переписать эту историю и сделать финал счастливым, чтоб каждый ребенок знал и верил, что в самую трудную минуту поможет прекрасный сосед Тоторо.
Тоторо 17.02.2022 - 02:03 Не зашли в палату потому что в инфекцию заходить запрещено! Особенно детям! Логическая данность.Скрытый смысл искать не надо. Надо понять явный и верный смысл этого мульта, он о доброте и дружбе. Всё гениальное просто)
Ори 21.05.2022 - 18:40 Туберкулез не инфекционка, какбэ.. Но дело даже не в этом - отец уехал в больничку, оставив детей дома, и тут бац обе дочки заваливаются к маме в палату. Интересненько, правда?))) Да еще с котобусом)))
Мари 09.07.2022 - 18:16 Все творения Миядзаки учат добру, любви, рассказывают о дружбе, погружая в сказку. Нет там никаких мрачных подтекстов. Так можно доискаться \"подтекста\" и начать вздрагивать от каждого звука.))